Оглавление

Американские военные переосмысливают подход к искусственному интеллекту: вместо бесконечных хакатонов и демонстрационных проектов предлагается фундаментально преобразовать систему военного образования. Согласно новому Плану действий по ИИ, ведущие военные учебные заведения должны стать центрами исследований и практического применения алгоритмических систем.

Текущее состояние ИИ в Пентагоне

Ситуация с внедрением ИИ в Министерстве обороны США напоминает бесперспективное листание: много поверхностных контактов, но мало реальных результатов. Генеративные модели вроде ChatGPT, Llama*, Gemini и Claude, вместе с приложениями типа Palantir’s Maven и Scale AI’s Donovan, позиционируются как будущее военного планирования и принятия решений. Однако за видимым прогрессом часто скрываются продукты, отполированные для показухи, но пустые по содержанию.

Бесконечные хакатоны, эксперименты вроде Thunderforge и военные версии GPT размывают грань между инновацией и иллюзией. Офицеры штаба с трудом отделяют полезное от хайпа, а студенты покидают учебные заведения либо с завышенными ожиданиями, либо полностью разочарованными в технологии.

Ключевая проблема не в технологии как таковой, а в отсутствии системного подхода к организации знаний. Без тщательно курированной базы военной теории, истории и доктрин модели будут знать больше о знаменитостях, чем о Клаузевице или военной стратегии.

Создание коллективного разума офицерского корпуса

В эпоху агентного ИИ военным потребуется коллективный разум, где офицеры смогут критически мыслить и оспаривать результаты работы алгоритмов. Профессиональные форумы должны стать местами, где обучение совмещается с созданием новых знаний, непосредственно питающих системы планирования и операций.

Это возврат к классической идее генерального штаба, адаптированной к современным информационным сетям. Еще в XIX веке Спенсер Уилкинсон в работе «Мозг армии» описал немецкий генеральный штаб и его ключевую роль в планировании успешных военных кампаний. Прусская модель с особым подходом к образованию стала стандартом для военных организаций.

Современная реализация этой модели предполагает:

  • Смещение фокуса с общих размышлений об истории и теории на решение конкретных оперативных задач
  • Превращение классных комнат в подобие боевых лабораторий, а не лекционных залов
  • Создание органической системы доработки, где решения студентов и преподавателей фиксируются и передаются обратно в ИИ-системы
  • Формирование элитных, более компактных учебных заведений с преподавателями, совмещающими преподавание с прикладными исследованиями

Ирония в том, что для создания искусственного интеллекта военного назначения требуется сначала кардинально улучшить естественный интеллект офицерского корпуса. Без глубокого понимания военного дела никакие алгоритмы не спасут.

По материалам War on the Rocks

* принадлежит Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ)