Оглавление

Лидеры технологической индустрии все чаще используют религиозную риторику для описания искусственного интеллекта, что вызывает как восхищение, так и серьезные вопросы об адекватности таких сравнений. От апокалиптических предсказаний до мессианских амбиций — язык обсуждения ИИ приобретает явные теологические черты.

Пророки и апокалипсис: словарь новой религии

Нобелевский лауреат Джеффри Хинтон, которого называют «крёстным отцом ИИ», предупреждает: «Религия окажется в затруднительном положении, если мы создадим другие существа. Идея о том, что мы особенные и созданы по образу Божьему, может улетучиться».

Рэй Курцвейл, автор и учёный в области компьютерных наук, предсказывает слияние человека с ИИ уже к 2045 году: «Мы станем в миллион раз мощнее и будем обладать экспертными знаниями в каждой области».

Техномессианство и его критики

Питер Тиль, сооснователь PayPal и Palantir, находит апокалиптические параллели уместными: «Есть измерения технологии, которые приобрели апокалиптический масштаб. Возможно, странно не пытаться связать это с библейской традицией».

Физик MIT Макс Тегмарк иронично замечает: «Четыре крупнейших CEO ИИ в США — современные пророки с четырьмя разными версиями Евангелия, но все они рассказывают одну историю: это так опасно и страшно, что должен сделать это я, а не кто-либо другой».

Забавно наблюдать, как атеистично настроенные технократы внезапно открывают для себя язык теологии, когда сталкиваются с чем-то, что превосходит их понимание. Религиозная риторика здесь работает как психологическая защита — она позволяет облечь в привычные рамки нечто принципиально новое и пугающее. Но опасность в том, что метафоры начинают подменять собой реальность: вместо трезвой оценки рисков мы получаем милленаристские культы с миллиардным финансированием.

Миллиарды на воплощение идей

Марк Цукерберг отмечает: «Когда люди в технологической индустрии говорят о создании одного истинного ИИ, это почти как если бы они думали, что создают Бога».

Дэрио Амодеи, CEO Anthropic, в эссе «Машины любящей благодати» рисует утопическую картину: «Поражение большинства болезней, рост биологической и когнитивной свободы, выход миллиардов из бедности, ренессанс либеральной демократии».

Сэм Олтман из OpenAI заявляет: «Мы живем в уникальный переход, когда люди перестают быть самым умным существом на Земле».

Трезвый взгляд на техноутопизм

Дилэн Бейкер, ведущий инженер-исследователь в Distributed AI Research Institute, предлагает психологическое объяснение: «Сложные пугающие проблемы легко приводят к фантастическому мышлению и поиску глобальных решений. Поэтому многие обращаются к культам, когда будущее кажется пугающим. Это не отличается от того — просто у них есть миллиарды долларов для воплощения идей».

По сообщению MyMotherLode, религиозный язык в описании ИИ становится все более распространенным явлением среди технологических лидеров.