Оглавление

Искусственный интеллект уже изменил многие сферы — от научных открытий до военных технологий, но автономные автомобили остаются одной из самых громких и пока невыполненных обещаний. Несмотря на прогнозы и пропущенные дедлайны (у Илона Маска есть целая страница в Википедии с его несбывшимися предсказаниями), массового выхода машин с высоким уровнем автономности на дороги так и не произошло.

Текущее состояние дел

Прогнозируемые сроки появления полностью автономных транспортных средств (уровень 5 автономности) давно прошли. Однако прогресс есть — прежде всего в области роботакси. Waymo (дочерняя компания Alphabet) еженедельно совершает 250,000 поездок в Финиксе, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и планирует строить завод мощностью 2000 автомобилей в год.

В Китае Baidu и Pony работают в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае. Особенно выделяется WeRide — стартап, выросший из подразделения автономного вождения Baidu. Компания не только запустила первые испытания роботакси в Гуанчжоу еще в 2000 году, но и расширилась до автономных грузовиков, автобусов во Франции и уборочных машин в Сингапуре.

С частными автомобилями ситуация сложнее. Ни одна компания не получила разрешения на полноценное автономное вождение без водителя в США или других странах. Tesla позиционирует свой Autopilot как Full Self-Driving Beta, но он все равно требует внимания человека за рулем.

Mercedes стал первым автопроизводителем, получившим в 2023 году разрешение на уровень 3 автономности в США — водитель может убрать руки с руля в определенных условиях, но должен быть готов мгновенно вмешаться. Ford и GM также внедряют продвинутые системы помощи водителю.

Пока ИИ учится водить машины, регуляторы и общество учатся доверять ему. Технологически мы ближе к автономному будущему, чем психологически — лишь 13% американцев готовы сесть в самоуправляемый автомобиль. Это тот редкий случай, когда железо опережает софт, а софт — человеческое сознание.

Препятствия на пути

Проблемы автономного вождения — технические, регуляторные и социальные:

  • Безопасность: несмотря на статистику Waymo, показывающую, что автономное вождение безопаснее человеческого (7+ миллионов миль), системы плохо справляются с нестандартными ситуациями и неадекватными действиями других водителей
  • Регулирование: лишь несколько штатов США выдают разрешения, и только для парка автомобилей в геофенсинговых зонах
  • Доверие: по данным AAA, только 13% американцев готовы доверить свою жизнь самоуправляемому автомобилю

Инциденты вроде смертельных аварий или случая с Cruise (GM), когда пешехода протащило по дороге (лишили лицензии в Калифорнии), серьезно тормозят развитие отрасли.

Дорога в будущее

Роботакси в ограниченных зонах, системы уровня 2-3 в частных автомобилях — это уже работающая реальность. Но мечта об уровне 5, когда можно спать или работать пока машина сама везет тебя через город, остается недостижимой.

Производителям предстоит долгий путь к завоеванию общественного доверия. По оценкам экспертов вроде Лекса Фридмана (MIT), на решение всех проблем автономного вождения в плотной городской среде могут уйти десятилетия.

По материалам Forbes