Оглавление
Компания Google представила результаты двух исследований, демонстрирующих потенциал искусственного интеллекта в трансформации медицинского образования. По сообщению Google Research, разработчики сосредоточились на создании персонализированных обучающих систем, способных адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов-медиков.
Масштаб проблемы и технологическое решение
Глобальная система здравоохранения сталкивается с критической нехваткой кадров — по прогнозам ВОЗ, к 2030 году дефицит медицинских работников превысит 11 миллионов специалистов. Технологии ИИ, в частности специализированные языковые модели, рассматриваются как инструмент для масштабирования качественного медицинского образования.
Качественное исследование: понимание потребностей учащихся
В первом исследовании, опубликованном на CHI 2025, применялся качественный подход с использованием междисциплинарных воркшопов, быстрого прототипирования и пользовательских исследований. Восемь участников (4 студента-медика и 4 ординатора) тестировали прототип ИИ-тьютора для развития клинического мышления.
Тематический анализ выявил ключевые потребности:
- Адаптация к индивидуальным стилям обучения
- Управление когнитивной нагрузкой
- Конструктивная обратная связь
- Стимулирование вопросов и рефлексии

Количественная оценка эффективности LearnLM
Второе исследование представляло собой слепое тестирование LearnLM — семейства моделей на основе Gemini, дообученного для образовательных целей. Было разработано 50 сценариев оценки, охватывающих различные медицинские дисциплины от фундаментальных до клинических тем.
Медицинские студенты и врачи-преподаватели оценивали взаимодействие с двумя моделями по нескольким критериям:
- Демонстрация педагогических навыков
- Поведение, аналогичное хорошему человеческому тьютору
- Следование инструкциям
- Адаптация к обучающемуся
- Поддержка учебных целей

Результаты показали устойчивое предпочтение LearnLM среди преподавателей-медиков по всем критериям. Наиболее значимые улучшения наблюдались в:
- Демонстрация педагогики: +6.1%
- Поведение как «очень хорошего человеческого тьютора»: +6.8%
- Удовольствие от взаимодействия (по оценкам студентов): +9.9%
ИИ-тьюторы демонстрируют впечатляющий потенциал в медицинском образовании, но реальная трансформация произойдет только при интеграции этих технологий в существующие учебные процессы с учетом нормативных требований и этических стандартов. Ключевой вызов — обеспечение надежности медицинских знаний, передаваемых моделью.

Перспективы и ограничения
Исследование указывает на потенциал LearnLM для трансформации образовательных парадигм и масштабирования подготовки компетентных медицинских кадров. Важно отметить, что данные для разработки и оценки моделей не включали реальные данные пациентов, что обеспечивало конфиденциальность и безопасность.
Технология уже доступна в Gemini 2.5 Pro, открывая новые возможности для образовательных учреждений, сталкивающихся с нехваткой преподавательских ресурсов.
Оставить комментарий