Оглавление

Сообщество разработчиков GZDoom, одного из самых популярных портов оригинального Doom, переживает масштабный раскол. Большая группа контрибьюторов создала форк под названием UZDoom в знак протеста против действий создателя проекта Кристофа Оэлкерса (Graf Zahl), который признался в использовании непроверенного кода, сгенерированного искусственным интеллектом.

Искусственный интеллект против человеческого контроля

Конфликт назревал годами — история разногласий между Zahl и сообществом насчитывает почти два десятилетия. Однако последней каплей стало обнаружение в коде GZDoom комментария, который не оставил сомнений в происхождении фрагмента: «Это то, что ChatGPT сказал мне для обнаружения темного режима в Linux».

Этот комментарий вызвал бурную дискуссию среди разработчиков, обеспокоенных использованием «украденного скрапленного кода, который мы не можем проверить на совместимость с GPL». Хотя Zahl в итоге удалил спорный код, он также попытался стереть следы его существования, применив принудительную отправку для удаления всей дискуссии.

Zahl защищал использование AI-генерации для «шаблонного кода», не критичного для игровых функций: «У меня, конечно, есть сомнения насчет использования ИИ для специфичного кода проекта, но здесь речь идет просто о поверхностных проверках системных настроек, которые можно найти на различных сайтах — просто с 10-кратными усилиями».

Однако другие участники сообщества были категоричны: в открытом исходном проекте таким инструментам нет места. «Если использование кодового шлака, сгенерированного ChatGPT или любыми другими чат-ботами — это будущее проекта, то, простите, я выхожу», — написал пользователь Cacodemon345, выразив мнение многих разработчиков.

Ирония в том, что сообщество, десятилетиями поддерживающее код тридцатилетней игры, оказалось разделено технологией, которой нет и пяти лет. Это классический конфликт между прагматизмом и принципами: с одной стороны — экономия времени на рутине, с другой — вопросы качества, лицензирования и самой сути opensource-разработки. ChatGPT здесь стал лишь катализатором давно назревших проблем управления проектом.

Раскол в сообществе

В отчете об ошибке, опубликованном во вторник, пользователь the-phinet изложил разногласия по поводу AI-кода вместе с другими проблемами авторитарного подхода Zahl к выпуску обновлений. В ответ Zahl предложил сообществу разработчиков «свободно форкнуть проект», если они недовольны.

Многие разработчики GZDoom восприняли этот несколько обидный ответ всерьез. «Вы только что полностью похоронили GZDoom этим бредом», — написал разработчик Boondorl. «Наслаждайтесь своим мертвым проектом, уверен, вы будете счастливы ковыряться в нем в одиночестве, где люди наконец перестанут кричать на вас, чтобы вы что-то делали».

В обновлении для сообщества, опубликованном в Discord ZDoom, модератор Agent_Ash пообещал, что новый UZDoom сохранит совместимость со старыми сохранениями и модами GZDoom, добавляя новые планируемые функции в будущем. Но новый проект также предоставит «более стабильную структуру разработки со здоровой коллаборацией и меньшей властью отдельных „лидеров проекта“», — написал Agent_Ash.

В обсуждении форка UZDoom на Reddit пользователь подробно описал, как «UZDoom избавляется от модели разработки „один человек решает всё“ / „либо по-моему, либо никак“. Каждый должен создавать pull request’ы, которые должны быть тщательно проверены коллегами, и всё будет прозрачно — никто не может коммитить напрямую в мастер-ветку».

«Я никогда не видел, чтобы проект, над которым я работал так усердно последние 2+ десятилетия — можно сказать, страсть всей моей жизни — разваливался так сильно», — добавил Muhandes в Bluesky.

Будущее портов Doom

Хотя GZDoom продолжит существовать, Agent_Ash написал, что «разумно предположить, что UZDoom станет „основной“ флагманской версией движка в будущем». И хотя Zahl будет приветствоваться для продолжения участия в новом проекте, «UZDoom не будет возглавляться им, и у него не будет последнего слова по новым функциям и изменениям», — добавил Agent_Ash.

Междоусобица вокруг современного порта 32-летней игры говорит о глубоком культурном влиянии Doom на несколько поколений фанатов. Сложно сказать, как этот драматический раскол повлияет на дальнейшую разработку того, что стало несущей частью продолжающегося наследия игры. Пока же этот шаг подчеркивает, как использование инструментов AI-кодирования стало непримиримой точкой конфликта для многих в мире opensource-разработки игр.

По сообщению Ars Technica.