Оглавление

Компания PlusAI, один из ключевых игроков на рынке автономных грузоперевозок, подала документы S-4 в Комиссию по ценным бумагам и биржам США — критически важный шаг в процессе подготовки к IPO. Это происходит на фоне оживления рынка первичных размещений после нескольких лет стагнации.

Сделка оценивает PlusAI в 1,2 миллиарда долларов до привлечения инвестиций. Из документа следует, что стороны устранили все условия закрытия сделки по слиянию со SPAC-компанией Churchill Capital IX, что делает завершение транзакции практически гарантированным. Ожидается, что сделка закрывается до конца года или в начале следующего.

Стратегическое преимущество через партнерства с автопроизводителями

Ключевое отличие PlusAI — модель выхода на рынок через официальные партнерства с тремя крупнейшими мировыми производителями коммерческого транспорта: TRATON GROUP (владелец брендов Scania, MAN и International), IVECO и Hyundai. Это означает, что виртуальный водитель уровня L4 под названием «SuperDrive» будет интегрирован на заводе в тяжелые грузовики этих марок, обеспечивая масштабируемость.

Согласно S-4, коммерческий запуск запланирован на 2027 год в Техасе с брендом International от TRATON. Затем последует экспансия в штаты Санбелт, по всей территории США и в Европу. PlusAI отмечает, что является единственным разработчиком автономных грузовиков с анонсированными партнерами для европейского рынка.

Партнерская модель PlusAI выглядит разумнее, чем попытки строить все самостоятельно — OEM-производители обеспечивают сразу и масштаб, и валидацию технологии. Но неисключительность контрактов и недавнее поглощение IVECO компанией Tata Motors создают дополнительные риски в долгосрочной перспективе.

Финансовая модель и технологическая основа

PlusAI фокусируется на модели повторяющихся доходов через сервис «Водитель как услуга» (DaaS). Компания планирует получать доход с пробега с высокими маржинальностью, обеспечивая капитально-эффективный путь роста.

По оценкам компании, только на американском рынке можно генерировать 0,85 доллара стоимости за милю по модели DaaS, причем PlusAI сможет захватить примерно 20-25% экономики.

Основанная в 2016 году в Кремниевой долине, компания позиционирует себя как раннего последователя парадигмы «Автономные транспортные средства 2.0», заменяя рукописный код AI-моделями для масштабируемой адаптивной автономии. Технология SuperDrive уже прошла более 5 миллионов миль испытаний в США, Европе и Азии.

Дорожная карта и риски

В апреле 2025 года PlusAI достигла ключевого этапа валидации безопасности без водителя. Сейчас компания проводит испытания на общественных дорогах в Техасе и Швеции, с дополнительными испытаниями в клиентских парках осенью 2025 года.

Среди типичных рисков в S-4 отмечены:

  • Неисключительный характер соглашений с некоторыми партнерами-OEM
  • Неопределенность после поглощения IVECO компанией Tata Motors
  • Регуляторные риски со стороны государственных органов

Транзакция должна принести PlusAI infusion денежных средств в размере более 300 миллионов долларов, что позволит компании полностью масштабироваться за счет proceeds от сделки. По сообщению Forbes, у Churchill историческинизкие показатели выкупа акций и стабильная доставка денежных средств при закрытии сделок.