Оглавление

Несмотря на репутацию специалистов по числам, бухгалтеры всегда поддерживали тесные отношения с клиентами, помогая им разбираться в тонкостях налогового законодательства. Но с приходом искусственного интеллекта возникает вопрос: не потеряют ли CPA-специалисты этот персональный подход?

Внедрение ИИ в крупных фирмах

KPMG активно использует ИИ для «смелой и быстрой трансформации», как отмечает управляющий партнер Джефф Найт. Компания инвестирует в ИИ для решения клиентских задач, улучшения бизнес-стратегий и поддержки карьерного роста сотрудников. Технология применяется во всех направлениях услуг — от ускорения аудиторских циклов до улучшения обнаружения рисков и генерации персонализированных аналитических данных.

Важным аспектом является ответственное использование ИИ. Некоторые программы могут производить «галлюцинации», выдавая фактические ошибки или вводящую в заблуждение информацию. В KPMG применяют строгие протоколы валидации для каждого результата, сгенерированного ИИ, обеспечивая проверку экспертами.

Компания интегрирует ИИ в аудит, налогообложение и консультационные услуги. Среди ключевых платформ:

  • KPMG Clara — «умная аудиторская платформа» для анализа документов и ускорения процессов
  • KPMG Digital Gateway — автоматизация налогового соответствия и анализа данных
  • KPMG Velocity — платформа для бизнес-трансформации с ИИ
  • KPMG Workbench — инструмент для координации работы нескольких ИИ-агентов

Эти платформы обладают агентскими возможностями, автономно обрабатывая рутинные процессы и позволяя профессионалам сосредоточиться на аналитике высокой ценности.

Внедрение ИИ в бухгалтерию напоминает ситуацию, когда все вдруг осознали, что калькуляторы эффективнее счетов. За громкими заявлениями о «стратегической трансформации» скрывается простая экономика: автоматизация рутины высвобождает дорогие человеческие ресурсы для задач, где действительно нужен экспертный взгляд. Правда, возникает вопрос — не превратятся ли со временем бухгалтеры в надзирателей за алгоритмами?

Принятие технологии

Согласно опросу KPMG за третий квартал 2025 года, 42% организаций уже развернули ИИ-агентов — по сравнению с 11% двумя кварталами ранее. Основные проблемы масштабирования включают качество данных и кибербезопасность, что требует баланса между инновациями и управлением.

Другие игроки на поле

Другие CPA-фирмы также используют преимущества ИИ. В EisnerAmper приняли решение внедрить искусственный интеллект, чтобы освободить сотрудников от задач, не добавляющих ценности, и позволить им сосредоточиться на деятельности более высокого уровня.

«Наша цель — дать команде больше времени для взаимодействия с владельцами бизнеса, понимания их целей и проблем, и в конечном итоге принести больше пользы клиентам», — объясняет Дэвид Фриджери, главный директор по ИИ компании.

EisnerAmper применяет ИИ в различных областях, включая аудит, налоги и консультационные услуги. Одна из значимых областей — онбординг клиентской документации, который традиционно был ручным процессом с большим объемом документов.

«ИИ помогает нам стандартизировать и классифицировать эти документы, делая процесс онбординга более эффективным», — говорит Фриджери. Компания сотрудничает с такими фирмами, как CCH (дочерняя компания Wolters Kluwer), для контроля качества с помощью ИИ.

EisnerAmper продолжает исследовать новые способы использования искусственного интеллекта, включая анализ данных, таких как формы W-2, для выявления скрытых тенденций, например, текучести кадров, отклоняющейся от отраслевых норм. ИИ может отмечать такие закономерности и прогнозировать финансовые последствия, позволяя консультантам перейти от простого выявления проблем к совместной работе с клиентами над проактивными решениями.

Возможности, связанные с искусственным интеллектом, обширны. «ИИ позволяет нам увеличить основную выручку, выполняя больше проектов за тот же период времени», — отмечает Фриджери.

По материалам NJBiz