Оглавление
Showrunner — стартап, позиционирующий себя как «Netflix для ИИ-контента», взялся за амбициозный проект: с помощью генеративного искусственного интеллекта восстановить утраченные фрагменты классического фильма Орсона Уэллса «Великолепные Эмберсоны» 1942 года. Компания разработала специальную модель FILM-1 для реконструкции сцен, которые были вырезаны студией RKO без согласия режиссера.
Исторический контекст и творческий конфликт
Изначальная версия фильма Уэллса длилась 131 минуту, но после того как режиссер потерял контроль над монтажом, студия RKO сократила ленту до 88 минут. Вырезанные негативы были уничтожены по соображениям хранения, несмотря на подробные заметки Уэллса о его творческом замысле. Сам режиссер называл студийную версию уничтожением своего произведения, отмечая: «Они уничтожили «Эмберсонов», и это уничтожило меня».
Технологический подход Showrunner
Для восстановления утраченных сцен Showrunner использует комбинированный подход:
- Генерация ключевых кадров с помощью модели FILM-1 на основе сохранившихся фотографий со съемок
- Face-swapping технология для замены лиц современных актеров на оригинальных звезд фильма
- Реконструкция пространственных настроек на основе архивных материалов
К проекту привлечен Том Клайв, специалист по VFX с опытом работы над «Чужим: Ромулом» и фильмом «Здесь», где применялись похожие технологии замены лиц.
Восстановление утраченных культурных артефактов с помощью ИИ — благородная цель, но вызывает вопросы о художественной ценности таких реконструкций. Генеративные модели могут создать визуальное приближение, но не смогут передать режиссерский почерк Уэллса, его работу с актерами и эмоциональные нюансы. Это скорее технологический курьез, чем подлинное восстановление авторского замысла.
Юридические и этические аспекты
Showrunner известен своими провокационными методами — ранее компания выпускала неавторизованные эпизоды «South Park», созданные ИИ. В случае с «Эмберсонами» стартап заявляет о некоммерческом характере проекта и готов передать результаты правообладателям — Warner Bros. Discovery.
Соучредитель Showrunner Эдвард Саатчи утверждает, что цель проекта — не монетизация, а возможность «увидеть эти кадры существующими в мире после 80 лет вопросов о том, мог ли этот фильм быть величайшим в своей оригинальной форме».
По материалам The Verge
Оставить комментарий