Оглавление
В эпоху ИИ-генерации, когда платформы заполнены безвкусными изображениями вроде Креветочного Иисуса и Балерины Каппучины, сама идея художественной ценности ИИ-творчества может показаться абсурдной. Однако среди этого потока встречаются авторы, использующие инструменты генеративного ИИ с настоящим замыслом и мастерством.
Новые инструменты для творчества
«Иногда нужна камера, иногда ИИ, а иногда краски или карандаш — это просто еще один инструмент в арсенале создателя», — говорит Джейкоб Адлер, музыкант и композитор, получивший главный приз на третьем ежегодном AI Film Festival компании Runway за работу «Total Pixel Space».
Одной из наиболее заметных особенностей генеративных ИИ-инструментов является их доступность. Без обучения и за минимальное время можно создать изображение чего угодно в любом стиле. Именно поэтому AI-арт привлекает так много критики: теперь тривиально легко засорять Instagram и TikTok бессмысленным контентом, а компании могут генерировать изображения самостоятельно вместо найма профессиональных художников.
Доступность как преимущество
Генри Добрез, создатель AI-визуализации для биткоин-NFT, проданного на Sotheby’s за $24 000 и ставшего первым резидентом-режиссером Google, видит в этой доступности одно из главных преимуществ технологии. По его словам, люди, давно оставившие попытки творческого самовыражения или не имевшие времени освоить традиционные медиа, теперь создают и делятся искусством.
Чем совершеннее становятся модели, тем скучнее для настоящих художников. Погоня за «глитчем» и несовершенством — это попытка вернуть человеческое измерение в процесс, который все больше напоминает производство конвейерных картинок. Настоящее искусство всегда было на грани контроля и случайности, и AI лишь обострил эту дилемму.
«Но это не значит, что первый AI-шедевр может появиться у кого угодно», — отмечает Добрез, описывающий себя как «AI-ассистированного художника». Работа с инструментами вроде DALL-E и Midjourney не требует технического мастерства, но создание чего-то интересного и оценка результатов требуют воображения и художественного чутья: «Думаю, мы вступаем в новую эпоху, которая будет определяться вкусом».
Совершенство как проблема
Даже для художников с опытом работы в других медиа ИИ может быть больше, чем просто ярлыком. Бет Фрей, профессиональный художник, ведущий Instagram-аккаунт с более чем 100 000 подписчиков, изначально привлекла странность ранних AI-творений — она наслаждалась деформированными руками и жуткими изображениями еды. Со временем ошибки моделей исправили, что стало причиной ее годового перерыва в публикациях AI-работ.
«Чем лучше становится модель, тем менее интересно мне работать с ней, — объясняет она. — Теперь приходится прилагать больше усилий, чтобы добиться того самого глитча».
Непредсказуемость как преимущество
Создание искусства с ИИ может требовать отказа от контроля — как в пользу компаний, обновляющих инструменты, так и в пользу самих алгоритмов. Для Киры Ксонорики, «AI-коллаборативного художника», чей короткометражный фильм «Trickster» стал первым генеративным AI-произведением в постоянной коллекции Денверского художественного музея, этот недостаток контроля является частью привлекательности.
«То, что мне действительно нравится в ИИ — это элемент непредсказуемости, — говорит Ксонорика, чьи работы исследуют темы индейскости и нечеловеческого интеллекта. — Если быть открытым к этому, это действительно усиливает и расширяет идеи, которые у тебя могли быть».
Но концепция ИИ как соавтора или даже просто художественного медиума все еще далека от широкого принятия. Для многих «AI-арт» и «AI-мусор» остаются синонимами. И хотя Добрез благодарен за полученное признание, он признает, что пионерство в новой форме искусства на фоне сильного сопротивления — эмоционально сложный опыт.
«Пока не будет принято, что ИИ — это просто инструмент, как и любой другой, с которым люди будут делать что захотят — и что-то может быть великим, а что-то нет — это все равно будет смесь сладкого и горького», — заключает он.
По материалам MIT Technology Review.
Оставить комментарий