Оглавление

Кинокомпания Eros International совершила беспрецедентный шаг: перевыпустила свой хит 2013 года «Ранджхана» с альтернативной концовкой, сгенерированной искусственным интеллектом. Вместо трагической гибели главного героя Кундана (актер Дхануш) в финале он чудесным образом выживает. Это первый в мировой практике случай режиссёрской интервенции ИИ без согласия создателей — и он спровоцировал юридические баталии и этические дебаты.

Dhanush and Sonam Kapoor on a crowded Varanasi street set during shoot of Raanjhanaa

Суть изменений

В оригинальном финале герой Дхануша умирает от ран в больнице под плач возлюбленной. ИИ-версия, выпущенная 1 августа в штате Тамил-Наду под названием «Амбикапати», показывает его воскрешение: Кундан открывает глаза и встаёт. Технология deepfake позволила создать реалистичные кадры без участия актёра.

Гнев создателей

Режиссёр Ананд Л. Раи назвал это «глубоким неуважением» в эмоциональном посте в Instagram: «Нашу работу взяли и изменили машиной, выдавая за инновацию. Это лишает фильм замысла, контекста и души». Дхануш поддержал коллегу, заявив, что студия «уничтожила душу фильма», а использование ИИ создаёт опасный прецедент для искусства.

Indian Bollywood actor Dhanush attends a party for the Hindi film, Raanjhanaa, in Mumbai on July 24, 2013

Юридический казус

Гендиректор Eros International Прадип Двиведи парирует: «По индийскому авторскому праву продюсер — главный правообладатель. Это не замена, а творческая реинтерпретация». Студия настаивает на законности действий, ссылаясь на своё исключительное право на 4,000+ фильмов в каталоге. Раи тем временем готовит иск.

Этическая дилемма

Кинокритик Маянк Шекхар поясняет суть конфликта: «Юридически Eros, возможно, права. Этически — это вопиющий случай, когда создателей лишили права голоса». Двиведи же сравнивает скандал с историческими переломами в кино: «Когда цвет вытеснил чёрно-белое кино, тоже были „луддиты“».

ИИ в кино: прецеденты

  • Netflix использовал ИИ для синхронизации губ актёров с дубляжом в сериалах и создания VFX в «Эль Этернаута»
  • Режиссёр Дэвид Финчер применял ИИ для реставрации «Семёрки»
  • В «Бруталисте» ИИ адаптировал голоса актёров под иностранную речь
Director James Cameron with Kate Winslet and Leonardo DiCaprio on the Titanic door during filming

Станет ли это нормой?

Профессор кинематографии Ричард Аллен (Гонконг) прогнозирует: «Если продюсеры увидят прибыль в переработке старых лент ИИ, они массово внедрят эту практику». Голливудские забастовки 2023 уже привели к регламентации использования ИИ, но Индия стала тестовым полигоном для радикального сценария.

Этот кейс — тревожный звоночек для всей креативной индустрии. Технически Eros действует в правовом поле, но этически создаёт прецедент тотального пересмотра авторства. Когда права продюсера позволяют переписать историю поверх воли режиссёра — мы получаем «цифровой вандализм». Ирония в том, что ИИ здесь лишь инструмент: корень проблемы — архаичное законодательство, не учитывающее моральные права создателей. Если не выработаем международные стандарты, скоро увидим «воскресшего» Тони Монтана или Джеймса Бонда с альтернативной биографией — всё ради монетизации ностальгии. Искусство превратится в конструктор.